Минувшая неделя, кроме всего прочего, ознаменовалась тем, что донецкий «Шахтер» из действующего обладателя Кубка УЕФА перешел в ранг просто обладателя второго по значимости европейского трофея 2009 года. Если кто-то не уловил разницу, объясню. Она заключается в том, что Лига Европы является правопреемницей, прямым продолжением Кубка УЕФА, а коль скоро «Шахтер» выбыл из турнира, то слово «действующий» больше не ложится в строку. Дальше никакие действия со стороны горняков просто невозможны. Вот и выходит, что «Фулхэм» досрочно оставил оранжево-черных без еврокубковых полномочий.
Перед повторным свиданием с лондонскими «дачниками», по ходу которого «Шахтеру» предстояло отыгрываться, Мирча Луческу обронил, на мой взгляд, весьма неосторожную фразу: «Мы должны пройти дальше ради того, чтобы доказать, что наш прошлогодний еврокубковый успех не был случайным». Сторонники формальной логики вправе теперь ополчиться против румынского специалиста: раз «не прошли», значит...
Разумеется, ничего это не значит. Кроме одного: английский игровой рационализм и в Лондоне, и в Донецке оказался надежнее футбольной бразильской романтики, с которой ассоциируется в последние годы «Шахтер». Привычного игрового доминирования оранжево-черных в минувший четверг на «Донбасс Арене» (счет угловых - 17:0, ударов в створ ворот - 10:1 в пользу «Шахтера») оказалось достаточно, чтобы взломать оборону команды Роя Ходжсона всего один раз. Зато единственное за 90 минут попадание в «рамку» донецкого голкипера Пятова, оказалось роковым для горняков.
Разговоры о сезонном дискомфорте (дескать, мы только пробуждаемся от зимней футбольной спячки, в то время как наши соперники в Европе вовсю гоняют мяч, пребывая в хорошем игровом тонусе и прекрасном расположении духа), разумеется, имеют право на жизнь, хотя вряд ли заслуживают первостепенного внимания. Для современного «Шахтера» играть в феврале давно стало делом привычным, а привычка, говорят, вторая натура. Год назад в это же время оранжево-черные благополучно справились с «Тоттенхэмом». Нынче же, столкнувшись с другим представителем английской премьер-лиги, выглядели «не по сезону», пожалуй, только первые десять минут матча на «Крэйвен Коттедж». Правда, поплатились за это голом, который при желании можно теперь посчитать даже решающим, потому что перевес в один мяч и предопределил исход всего двухсерийного противостояния в пользу «Фулхэма».
Луческу, называвший Лигу Европы приоритетным для «Шахтера» соревнованием, был крайне обескуражен случившимся в четверг на «Донбасс Арене». Однако при этом подчеркнул, что не намерен менять стиль игры своей команды, потому что «Он достаточно зрелищный и приятный для всех».
Возможно, удар, выпавший на долю «Шахтера», воспринимался бы не так болезненно, если бы нанес его, допустим, «Ювентус», пусть и переживающий не лучшие свои времена, или «Ливерпуль», или кто-то еще из европейских грандов. «Фулхэм» же в этот круг явно не входит, а до 1/8 финала европейского турнира старейший лондонский клуб добрался впервые в своей 130-летней истории.
«Шахтер» такого подвоха от судьбы-злодейки явно не ожидал и оказался в нокдауне. Причем, случилось это, образно говоря, в одном ринге, а подниматься с колен горнякам предстоит уже в другом. И если прошлогодний триумф в Кубке УЕФА обернулся для них индульгенцией за неудачу в чемпионате страны, то рассчитывать на повторение пройденного футболистам и тренерам «Шахтера» не приходится.
Совсем неважно, какими словами в изменившихся реалиях горняки предпочтут квалифицировать возобновившийся чемпионат - будут считать его самодостаточной целью или только средством для прямого попадания в Лигу чемпионов, - в любом случае, одно совпадает с другим. И от соблюдения этой гармонии наверняка будет зависеть многое, в том числе судьба главного тренера «Шахтера». Трудовое соглашение Луческу с донецким клубом истекает летом 2011 года, однако, для президента оранжево-черных Рината Ахметова контракт никогда не был догмой. Достаточно вспомнить Невио Скалу и Бернда Шустера, не продержавшихся в Донецке и года и удовлетворившихся выплаченной им неустойкой. Разумеется, этих тренеров никак нельзя ставить на одну доску с Луческу - хотя бы в силу несопоставимости заслуг перед «Шахтером». Но былые заслуги вряд ли понижают для румынского мэтра новый порог ответственности, каким теперь безоговорочно становится золото украинского чемпионата.